Инновационная деятельность
Инновационный проект
Инновационный проект:
«Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия»
Сроки реализации: 2019/2024г
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью разностороннего воспитания и развития ребенка, проводить эту работу на более качественной и новой ступени позволила интеграция государственной учебной программы и программы Белорусской Православной Церкви «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на православных традициях белорусского народа» в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия». Данный проект реализуется с 2019 года, целью которого является повышение уровня языковой культуры обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия в современном образовательном пространстве.
За время реализации проекта (2019-2024г.г.) перед педагогами были поставлены следующие задачи:
- Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждения и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач повышения уровня языковой культуры учащихся на православных традициях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.
- Воспитать у дошкольников чувство любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, человеколюбия и милосердия с использованием регионального компонента, знания местных святых и святынь, на основе любви к малой родине.
- Развивать коммуникативную культуру субъектов образовательного пространства, обеспечивающую коммуникативную и конфликтологическую компетентность личности, как условие конструктивного решения сложных ситуаций межличностного взаимодействия в поликультурной среде в условиях государственного двуязычия.
- Создать методические и информационные ресурсы для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания учащихся.
Педагогами в рамках реализации инновационного проекта проводились исследования, позволяющие внедрить в образовательный процесс наработанный методический материал.
Совместно с педагогами была разработана интерактивная книга «Куфэрак казак» с белорусскими народными аудио сказками. Для навигации по сказкам была создана страница с QR-кодами.
Собран теоретический, иллюстративный, видеоматериал, который в конечном итоге был собран в интерактивной книге «Экскурсии по храмам Беларуси».
С 2022 по 2024 года, ежемесячно выпускался информационно-познавательный журнал «Васілек». Каждый выпуск журнала оформлялся на белорусском языке и направлен на повышение языковой культуры родителей. В выпусках журнала раскрываются такие темы как: белорусские традиционные ремесла, просветители нашей страны, основные достопримечательности нашей столицы, праздники, а также многое другое.
Одним из приоритетных направлений работы учреждения является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщение к культурно-историческим православным обычаям и ценностям белорусского народа; формирование у детей чувства привязанности к родным, дому, детскому саду, городу, стране.
Имея высокую материальную базу, большое количество материала по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, отдельное помещение, в детском саду создан мини-музей «Земля под белыми крыльями» - это зонированное помещение, каждая зона которого раскрывает тот или иной исторический период становления белорусского общества.
В рамках нерегламентированной деятельности проводились развивающие занятия по приобщению детей дошкольного возраста к родному языку, истории родного края. Для воспитанников организован кружок на бесплатной основе «В мире добра», работа которого строилась на основе Программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях» для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, пособия для педагогов под редакцией Л.Ф.Финкевич, А.В.Бройко, Т.Е.Сергеенко, Н.В.Тимошенко, В.В.Чечет «Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа».
Разработан рабочий альбом по изобразительной деятельности для детей, который дал возможность организовать занятия в интересной и увлекательной форме.
Воспитанники знакомились с белорусскими народными сказками, учились пересказывать сказки с опорой на мнемотаблицы.
Так же для детей дошкольного возраста были созданы интерактивные игры на основе белорусских сказок, разработана и оформлена книжка-раскраска “Чытанка-маляванка” в двух частях.
С целью приобщения воспитанников и их родителей к историческому наследию и привитие гордости за историю белорусского народа для воспитанников 4-5, 5-6 лет были разработаны конспекты занятий по образовательной области «Ребёнок и общество» на темы: «Знакомство с белорусской хаткой», «Мая радзіма – Беларусь». Данный материал включает в себя учебное наглядное пособие, методические рекомендации к учебному наглядному пособию, конспекты игр-занятий по данным темам, рабочие альбомы к конспектам занятий, интеллект карты, энциклопедия «Беларусь прошлая, настоящая».
Для гармоничного развития личности ребёнка между педагогами учреждения образования, семьями воспитанников и храмом в честь блаженной Ксении Петербургской прихода в честь преподобномученика Серафима Жировичского микрорайона Южный г.Гродно было налажено тесное взаимодействие, организовывались совместные экскурсии детей, педагогов и родителей в храм.
Руководители и педагоги в рамках инновационного проекта приняли участие в различных мероприятиях: семинарах-консультациях, научно-практических вебинарах, научно-образовательных чтениях, семинарах-панорамах опыта и т.д.
Подводя результаты инновационной деятельности за 2019-2024 года, необходимо отметить, что запланированная работа в соответствии с программой инновационной деятельности выполнена.
В детском саду сложилась система работы педагогического коллектива, которая направлена на формирование языковой культуры всех участников инновационного проекта с использованием современных форм и методов работы.